Те, кто считают, что в бизнесе главное – это начать, а дальше всё пойдет само собой – глубоко ошибаются. Очень многие предприниматели вынуждены закрывать начатое дело через короткое время, так как бизнес не стал приносить даже минимального дохода.
Еще полбеды, когда предприятие просто не приносит того дохода, которого вы ожидали. Гораздо печальнее, когда из-за ошибок, допущенных предпринимателем на старте, предприятие просто не может дальше существовать.
Мы сформулировали самые распространенные ошибки в бизнесе, которые присущи практически любой сфере деятельности. Чтобы не допустить провала своего бизнеса, необходимо знать своего врага в лицо!
Многие начинающие предприниматели думают, что для процветания бизнеса необходимо стремиться во всем максимально уменьшать расходы. Это заблуждение. Нужно уметь правильно расставлять приоритеты и понимать, где можно сэкономить, а где такая экономия может стать фатальной.
Если аренда более дорогого помещения (под офис или под размещение оборудования для производства) будет приносить какие-либо преимущества, то непременно стоит это сделать.
Когда вы только начинаете собственное дело, тем более, если оно первое, всегда сложно впускать в свой бизнес чужих людей и сразу же начать им доверять. В связи с этим многие делают большую ошибку – принимают на работу в свою фирму своих родственников, друзей и знакомых, аргументируя это тем, что «я этих людей хорошо знаю, доверяю им, и они не подведут».
В отдельных случаях такая стратегия может на вас работать. Однако, чаще случается иначе, и через время вы уже начинаете жалеть, что бухгалтер в вашей фирме – это ваша тетя, а менеджер по продажам – близкий друг. Во-первых, отдавая предпочтение друзьям и родственникам в качестве своих сотрудников, вы лишаете себя возможности принять на работу действительно профессиональных людей, которые могли бы принести вашему бизнесу куда больше пользы.
Во-вторых, совместная работа вместе со своими близкими всегда является потенциальным врагом для ваших взаимоотношений. А когда вы выступаете в роли начальника для своего родственника или друга, то опасность начинает нависать и над вашим бизнесом. Ведь люди, с которыми вы имеете родственные или дружеские связи, далеко не всегда являются профессионалами в вашем деле. А указать им на ошибки, и тем более уволить – морально тяжело.
Да, в некоторых сферах деятельности такой шаг будет разумным и оправданным. Однако, стоит хорошо подумать – а не потратите ли вы гораздо больше денег на ремонт и обслуживание подержанного оборудования, чем на покупку нового? Сюда как нельзя кстати подходит известная английская пословица: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». С умом применяйте этот принцип и в своем бизнесе. Причем это касается не только покупки б/у оборудования, но и покупки нового, но дешевого и некачественного оборудования.
Вложив немалую сумму в оборудование на старте, впоследствии вы сэкономите больше, чем купив дешевую или подержанную технику. Почему? Потому, что оно прослужит вам дольше и не будет требовать частого ремонта и замены отдельных деталей.
Чаще всего это делают в погоне за бОльшим количеством клиентов и рассуждают так: «Я поставлю небольшую цену на свои услуги или продукцию, и ко мне сразу же повалят клиенты». Клиенты может и повалят (хотя тоже далеко не факт, так как неразумно низкая цена вызывает сомнения в качестве товара), однако, с такой стратегией ваш бизнес рискует стать банкротом.
При установлении ценовой политики учитывайте то, что вам нужно будет платить заработную плату сотрудникам, поддерживать работоспособность оборудования (ремонт, замена), выплачивать арендную плату и т.д. Адекватно оценивайте стоимость вашего продукта, а осознанно занижать ее – удел неопытных и не очень умных предпринимателей.
Не радуйтесь, если вам удалось принять на работу бухгалтера или юриста, который запросил низкую заработную плату. Как правило, профессиональной работы от такого сотрудника вы вряд ли дождетесь, и впоследствии он просто «потопит» ваш бизнес. Знания и навыки, которыми обладают настоящие профессионалы своего дела, должны оплачиваться соответствующе.
Также, если вам требуется разовая консультация по бизнес вопросу от эксперта, лучше воспользуйтесь ею, если чувствуете, что не в состоянии самостоятельно решить проблему. Да, такие консультации могут стоить недешево, но они могут стать решающим моментом в успехе или провале вашего дела.
Этот вопрос является достаточно спорным. В отношении кредитов можно привести большое количество как «за», так и «против». Но представьте такую ситуацию: один бизнесмен взял кредит на определенную сумму денег на два года, и сразу же вложил их в бизнес. А другой бизнесмен решил самостоятельно накопить ту же сумму денег за те же два года. В результате мы получаем что? Первый бизнесмен уже начал свой бизнес и активно его развивает, завоевывает клиентов, налаживает связи с партнерами и поставщиками и т.д. А второй бизнесмен всё это сможет сделать только через два года, причем, когда он выйдет на рынок, то сразу же столкнется с серьезным конкурентом, который уже два года «в деле».
Конечно, получение кредита связано с определенными рисками, но ведь без рисков не может существовать ни один бизнес. Главное – это правильно их анализировать и с умом подходить ко всему, что может потенциально вызвать какие-либо убытки.
Несомненно, важно отслеживать результаты, которые дала ваша рекламная кампания и исследовать её эффективность. Если она неэффективна, стоит перейти на другой вид рекламы или сочетать сразу несколько видов.
Однако, не всегда стоит ждать от проведенного рекламного мероприятия мгновенного результата. У вас может появиться несколько клиентов в первые же дни с момента начала рекламной кампании, а через месяц/полгода/год – появится уже целая база клиентов.
К своим сотрудникам стоит относиться справедливо – это правильно. Но что такое справедливость? Если вы приняли на работу сотрудника, который уже в первый месяц не справляется со своими обязанностями, что будет более справедливо: уволить его или дать еще один шанс, так как он еще не успел себя проявить, а у него дома маленькие дети и кредит на машину?
Благородное отношение к людям – это прекрасно, но почему вы должны превращать проблемы других людей (в данном случае, проблема сотрудника – это отсутствие знаний и навыков) в свои проблемы?
Мы не станем спорить, что каждый предприниматель должен любить то, что он делает. Если вы не верите в свой продукт или услугу, скорее всего, вам не стоит этим заниматься. Но «слепая» любовь к своему продукту также может стать фатальной ошибкой в бизнесе. К тому же, каким бы замечательным и совершенным ни был бы ваш продукт, это не решит проблем с некачественным управлением или неграмотными рекламными кампаниями.
Пожалуй, самый большой и самый непростительный промах предпринимателей в том, что они не умеют учиться на собственных ошибках. Как сказал один опытный бизнесмен, «в спорте вы ученик не более года, а в бизнесе вы ученик всю жизнь». Не стоит считать, что покрутившись совсем немного в бизнес среде, вы уже всё знаете и всё умеете. Постоянное совершенствование себя и своего предприятия – это непременное условие успешного бизнесмена.